В четвертом классе у детей возникает чувство соперничества с сверстниками того же пола. Появляется интерес к противоположному полу, но дети еще не знают, как правильно выразить этот интерес, поэтому они могут проявлять его через негативное поведение, например, тыкать, дразнить или дергать за волосы. Мнение сверстников начинает иметь большее значение, чем мнение родителей. В это время также происходит развитие сотрудничества, когда ребенок активно участвует в жизни других детей, стремится помочь и поддержать их.
Вместе с этим развиваются социальные страхи. Ребенок начинает бояться опаздывать, совершать ошибки и становиться объектом разговоров среди сверстников. Если не оказать помощь в преодолении этих страхов в данном возрасте, существует риск, что ребенок может стать невротиком.
Дети и взрослые
Дети начинают воспринимать своих родителей не только как важных, но и как обычных людей. Дети готовы общаться с родителями на равных, указывать на их достоинства и недостатки, обсуждать и спорить с мнением взрослых. Они высказывают собственное мнение и отмечают хорошие качества взрослых.
В четвертом классе дети оценивают учителя не только по личным качествам. Они также могут сравнивать учителей друг с другом и со своими родителями.
Наиболее важными характеристиками психологического развития ребенка в 4 классе являются память и внимание. Родители могут развивать эти добровольные познавательные процессы с помощью занятий в игровой форме. Большим плюсом станет регулярное заучивание небольших стихотворений. Дети уже знают, почему у них что-то не получается. Поэтому родителям нужно направить внимание сына или дочери на создание алгоритма, который предотвратит следующую неудачу.
Психологические особенности четвероклассников
Психологическое и эмоциональное развитие детей в четвертом классе определяется типом нервной системы, темпераментом, особенностями домашнего воспитания и общего семейного климата. Поэтому нет необходимости беспокоиться, если ребенок еще не проявил черты личности, характерные для этого возраста.
Ребенок видит необходимость самосовершенствования. Он уже понимает, что существует разница между его реальными и идеальными данными. Он понимает, что может лучше учиться, если будет больше работать, и может быстрее бегать, если будет тренироваться. Ребенок начинает ценить свои недостатки и достоинства. Родители заботятся о том, чтобы их дети были самокритичны, при этом не позволяют самооценке ребенка падать, даже если он в чем-то не преуспел.
Ребенок осознает свои права и обязанности. Ребенок понимает, что некоторые вещи в доме зависят только от него, и это становится важным в его глазах.
Родители ребенка должны приложить все усилия, чтобы переход от детства к подростковому возрасту прошел успешно и без эмоциональных и психологических трудностей. Это возможно, если они общаются с ребенком на равных, стараются быть ему другом и не ставят слишком жестких ограничений в познании мира.