Содержание статьи
Психологическое развитие ребенка к 3 годам происходит быстро. Традиционно психология детей в возрасте от 0 до 3 лет делится на 3 этапа: новорожденный, младенчество и раннее детство.
Новорожденный
Мозг новорожденного ребенка находится в процессе активного развития после рождения. Психологическими особенностями малыша в этот период называют появление безусловных и условных рефлексов, слуховой и зрительной концентрации. Дети новорожденного возраста в значительной степени зависят от взрослых и имеют особые отношения со своей матерью (если они живут с ней), они беспомощны и нуждаются в защите и безопасности. После первого месяца жизни мозг продолжает интенсивно развиваться, и ребенок переходит ко второму психологическому этапу – младенчеству. Этот этап характеризуется комплексом оживления - реакция крохи на любимого человека, включающая улыбки, активные движения и радостные воркования при виде близких. Ребенок начинает проявлять потребность в общении.
Младенчество
Младенчество продолжается от 1 месяца до 1 года. За это время дети могут преодолеть огромную лавину новых знаний и получить невероятное количество информации. Развивается слух, зрение, речь, моторика и физические способности. В течение года малыш превращается из совершенно беспомощного человечка в ребенка с выраженным характером, у которого уже есть свои желания, потребности и который в большинстве случаев может выразить их словами, действиями и эмоциями.
Биологически ребенок становится более независимым от взрослых. Однако, конечно, он все еще находится далеко от полной самостоятельности. Конец младенчества - это кризис 1 года. В этот период проявляется крайняя самостоятельность. Логика малыша окончательно понятна только ему, а некоторые поступки, эмоции и поступки приводят родителей в ступор. Кризис первого года проходит очень быстро, поэтому маме и папе нужно набраться терпения и пережить это время.
Период раннего детства
Этот период длится до 3 лет. Это обусловлено постоянным быстрым психологическим развитием и ведет к возникновению трехлетнего кризиса. Ребенок начинает активно исследовать мир и взаимодействовать с ним через доступные ему средства: эмоции, речь, манипуляции. Для детей, не достигших двух лет, их взаимодействие с игрушками не является игрой в привычном смысле. Скорее, это процесс, в ходе которого ребенок изучает возможности предмета.