Когда ребенку исполняется семь лет, наступает новый и важный день: 1 сентября. С этой даты дошкольники становятся учениками начальной школы и вступают в следующий этап своего развития.
В школе психология становится предметом особого внимания. Ваша задача как родителя - помочь ребенку справиться с трудностями обучения и общения с одноклассниками (разумеется, советами, а не действиями), поддержать его интерес к успехам в школе и познанию нового.
Содержание статьи
Школьный возраст - разные подходы
В первые годы обучения в школе, между 6 и 10 годами, психоэмоциональное состояние ребенка относительно спокойное, тогда как после 10 лет начинается половое созревание, появляются перепады настроения, раздражительность, агрессия, заметное снижение успеваемости и возможность прогулов.
Будет ли ваш ребенок делиться своими проблемами и прислушиваться к вашим советам, зависит от вашего отношения к ситуации и глубины ваших отношений с ним. Даже сложные жизненные этапы можно преодолеть совместными усилиями. Важно, чтобы ребенок доверял вам и чтобы вы уважали его мнение не меньше, чем он вас.
Особенности первых лет в школе
Правильная психология обучения необходима для того, чтобы не сломить желание ребенка узнавать новое: В семь лет дети готовы к обучению в школе и пониманию новых форм обучения. Более того, дети сами понимают, что для них лучше, будь то индивидуальное обучение, экстернат, обучение в общеобразовательной школе или обучение в классе с определенным уклоном.
Важно, чтобы в период обучения на ребенка не оказывалось сильного давления. Простые формы обучения способствуют формированию самостоятельного восприятия мира. Психика детей младшего школьного возраста стабильна. Ребенку свойственны трудолюбие, спокойствие и безмятежность. Важно не разрушить его психоэмоциональное состояние перегрузкой. Именно поэтому психологи не рекомендуют сразу перегружать ребенка в школе, в кружках или на кафедрах. Возможно, оптимальным вариантом будет посещение секций несколько раз в неделю.
Мой ребенок ленится. Что мне делать?
Школьные учителя часто отмечают, что дети, хотя и талантливы, но не проявляют трудолюбия или, наоборот, проявляют лень. Вопрос заключается в том, почему, несмотря на постоянные напоминания и попытки мотивации, дети иногда начинают сдаваться?
1. Первая причина простая и банальная - отсутствие интереса. Если предметы в школе не вызывают интереса у ребенка, он может не вникнуть в них. У детей младшего школьного возраста сознание развивается так, что они воспринимают только то, что им интересно, увлекательно и считают важным. В результате они могут испытывать трудности в концентрации внимания на учебном материале, даже если они могли бы его понять в другой форме.
2. Вторая причина связана с особенностями психологического состояния детей младшего школьного возраста. Умственная деятельность детей обычно разделяется на левополушарное и правополушарное мышление. Каждому из них требуется свой подход к обучению. Неправильный метод обучения для детей с различным типом мышления может привести к тому, что они не усвоят материал так эффективно, как нужно. В итоге ребенок теряет интерес к учебе.
3. Третья причина - личностные особенности школьников, связанные со способностью их центральной нервной системы реагировать на проблемы. Импульсивные дети стараются решать проблемы как можно быстрее, хотя не всегда оказываются правы. Спокойные дети, напротив, не спешат выполнять задания и стараются все делать правильно и без ошибок. Учителя, поощряющие соревновательность детей, могут привести к тому, что спокойные дети потеряют уверенность в себе и перестанут верить в то, что они могут делать все так же быстро, как активные дети. Самооценка тихого ребенка снижается, и он теряет интерес к учебе.
4. Еще одной причиной потери интереса к учебе являются личностные особенности, связанные с семейным воспитанием. Дети, чья уверенность напрямую зависит от похвалы, постоянно нуждаются в ней. Дети, выросшие в условиях строгих ограничений в дошкольном возрасте, могут опасаться выходить за рамки установленных правил и не стремятся находить собственные решения, предпочитая ожидать естественных ответов на свои вопросы.
В отличие от них, инициативные дети активно ищут собственные способы решения проблем и выходят за пределы обычных реакций на ситуации. Если учителя признают и поощряют только определенные аспекты обучения, дети, не соответствующие этим требованиям, могут потерять интерес к учебе.
5. Пятая причина заключается в том, что детям не нравится, как построен процесс обучения. Возможно, ребенку некомфортно в классе, он не может сосредоточиться, слишком шумно и т. д. Еще одним аспектом являются неэффективные методы обучения. Некоторые дети не могут эффективно работать в парах с одноклассниками, предпочитают индивидуальное обучение, в то время как другим нравится обучение в группе.
Если не изучить наилучшие способы усвоения информации для конкретного ребенка, дети могут потерять интерес ко всему процессу обучения. Поэтому школьная психология должна учитывать все аспекты обучения детей и не пренебрегать их индивидуальностью. Поскольку в реальности этого добиться довольно сложно, нам, родителям, необходимо выбрать для своих школьников такой метод обучения, который бы точно соответствовал личностным и когнитивным качествам ребенка.